Документы

 (C) портал OIVTRAN.RU:

info

ПРОТОКОЛ
РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ БЮРО СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ИНСТИТУТОВ РАН

от 01 марта 2007 г.

О проекте Устава РАН, подготовленного Уставной комиссией РАН

Скачать в формате Word'а

1 марта 2007 года

РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ
БЮРО СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ИНСТИТУТОВ РАН


I. Присутствовали:

С.М.Алдошин (председатель), Ю.А.Осипьян, Г.А.Месяц, Ф.Г.Рутберг, Л.И.Леонтьев, А.И.Коношенко, В.В.Иванов, П.М.Балабан, В.М.Бузник, С.Д.Варфоломеев, А.М.Васильев, С.Н.Васильев, Е.А.Виноградов, А.Н.Голощапов, Ю.А.Гордополов, А.А.Гусейнов, В.Н.Гридин, В.М.Давыдов, В.И.Данилов-Данильян, Д.П.Дворецкий, Е.М.Дианов, А.А.Дынкин, М.П.Егоров, В.А.Жабрев, А.Н.Жигач, А.Б.Жижченко, В.Т.Заболотный, А.Г.Забродский, Ю.П.Зайков, А.Г.Захаров, В.А.Зейгарник, Ю.И.Зецер, Ю.В.Ильин, М.Д.Ильменский, Н.Е.Каленов, В.А.Коваленкер, А.А.Козлов, Л.В.Кравчук, А.Н.Козырев, О.Н.Крохин, В.Н.Кудеяров, И.В.Кузнецов, Ю.Г.Кутинов, А.Н.Лагарьков, В.П.Леонов, А.Г.Лисицын-Светаланов, Ю.А.Морозов, Г.В.Москвитин, И.И.Мохов, В.М.Новоторцев, К.В.Никифоров, Ю.С.Оводов, Л.П.Овчинников, В.В.Окрепилов, А.А.Орликовский, М.Н.Павлинский, Е.А.Пермяков, Ю.С.Попков, Ю.П.Попов, А.В.Постников, И.В.Преснякова, С.М.Рогов, Т.Л.Рослякова, А.Я.Рубинштейн, Л.П.Рысин, В.М.Родин, А.Ю.Розанов, В.Н.Рыжов, Л.И.Савельева, И.А.Соколов, А.А.Соловьев, А.Л.Стемпковский, В.А.Тулин, В.А.Тунников, В.В.Устинов, Э.Б.Фаинберг, Е.Г.Фесенко, А.М.Финкульштейн, Л.Г.Хетагурова, В.Н.Чарушин, Б.Н.Четверушкин, Б.М.Шустов, И.А.Щербаков, Ф.Н.Юдахин, К.И.Якубсон, В.А.Шувалов, Ю.А.Флеров, В.А.Чантурия, Т.Ф.Суржиков, Б.И.Чернов и др.

II. Слушали:

1. О проекте Устава РАН, подготовленного Уставной комиссией РАН.

В соответствии с внесенными изменениями в ФЗ от 23.08.96г. № 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» Российской академии наук предстоит на Общем собрании РАН 27 – 28 марта 2007 года принять новый Устав РАН.
По поручению Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова Российская академия наук разработала и подготовила проект Устава РАН, включающий в себя все изменения, предписанные поправками, внесенными в Закон о науке, и законодательством РФ. В процессе разработки проекта Устава РАН учитывались поступившие в Уставную комиссию РАН предложения от отделений РАН, членов Академии наук и научных организаций РАН. Проект документа, после согласования на Уставной комиссии РАН был представлен на рассмотрение Президиума РАН. По результатам обсуждения на Президиуме РАН в него были внесены еще изменения и дополнения. В настоящее время подготовленный документ находится на согласовании в шести профильных министерствах.
Модельный устав для государственных академий наук, подготовленный органами исполнительной власти (основные положения этого документа были предложены Минобрнауки РФ), учет положений которого является обязательным для государственных академий наук, был разработан в нарушение действующего Устава РАН и без соответствующего поручения Правительства РФ. Председатель Совета директоров институтов РАН академик С.М. Алдошин от имени Совета директоров направил письмо Министру Минобрнауки РФ А.А. Фурсенко с предложением разъяснить ситуацию, но ответ до сих пор не получен.
В своем выступлении председатель Уставной комиссии РАН академик Ю.А.Осипьян обратился, скорее всего, не только к присутствующим на заседании директорам институтов РАН, но и ко всему научному сообществу. Он отметил, что Уставная комиссия РАН, чувствуя обстановку, в которой проект Устава РАН будет рассматриваться, скрупулезно следовала «букве» закона и поправкам, внесенным в Закон о науке. Специфика данного документа заключается в том, что с точки зрения правовой характеристики Российская академия наук теперь является не государственным учреждением, а некоммерческой организацией, созданной в виде государственной академии, финансируемой из государственного бюджета. Из этого следует, что РАН, как всякая организация, имеет право на определенную самостоятельную деятельность и достижение финансовых результатов, которые в виде финансовой прибыли могут быть использованы на уставные цели РАН. Почему со стороны государственных инстанций в отношении этого вопроса на РАН сразу начались нападки, остается только догадываться.
Согласно проекту Устава РАН должности президента РАН, вице-президента РАН, главного ученого секретаря Президиума РАН, академика-секретаря отделения РАН, члена Президиума РАН; председателя, заместителя председателя, главного ученого секретаря регионального отделения РАН, Санкт-Петербургского научного центра РАН, регионального научного центра РАН; заместителя президента РАН, заместителя главного ученого секретаря Президиума РАН, заместителя академика-секретаря отделения РАН; директора института РАН, заместителя директора института, руководителя центра, отделения, филиала института, заведующего отделом, лабораторией, сектором института могут занимать лица, не достигшие возраста 70-ти лет, независимо от срока их избрания или назначения на соответствующую должность. Решение вопроса об установлении возрастного ценза является довольно сложным и, скорее всего он будет обсуждаться на Общем собрании РАН.
Но Российскую академию наук волнует больше всего не текст Устава, а условия, в которых он создан и утверждается. Российская академия наук встретила ожесточенное сопротивление правительственных инстанций.
Ни для кого не секрет, что в российском государстве образовался плотный слой чиновничьей номенклатуры, который является классово-враждебным науке, в частности РАН. Создалось впечатление, что чиновники не заинтересованы в процветании государства ни в каком виде, и стремятся к уничтожению науки. Союзником для Российской академии наук является только высшее руководство страны, к которому не всегда удается пробиться через этот слой чиновников.
В настоящее время не только наука, но и все виды культуры и искусства усиленно разрушаются. Все пущено на коммерческую основу. Возникла мифология, что вся фундаментальная наука должна оцениваться с точки зрения рыночного механизма, но наука есть наука, и она является источником знания для общества, и никакие критерии рыночного хозяйства не применимы к науке, как и не применимы к искусству. Отраслевая наука заброшена и разрушена. Принятый закон об автономных организациях является тенденцией разбить академическое сообщество. Последним оплотом науки, который еще противостоит этой массированной атаке, является Российская академия наук. Она устояла только потому, что была собрана в единую организацию, и сможет противодействовать «оружию», запущенному в ее среду, только если она останется монолитной. Необходимо всему научному сообществу осознать, что сейчас идет классовая борьба научного сообщества с чиновничьим миром. При этом представители этого мира могут быть очень симпатичными людьми, но классовая сущность напора от этого не меняется.
В завершение своего выступления академик Ю.А. Осипьян сказал, что согласно подготовленному Минобрнауки РФ Модельному уставу, в РАН планируется учредить непрофессиональный Наблюдательный совет из членов ГД РФ, Администрации Президента РФ и прочих государственных инстанций, а также сделать мифическое правление, которое будет не избираться на Общем собрании, а назначаться. Поэтому РАН должна четко стоять на том принципе, что все управляющие органы Российской академии наук должны быть избраны демократическим путем на Общем собрании РАН.
Согласно поправкам, внесенным в Закон о науке, Российская академия наук является некоммерческой организацией особого статуса - это государственная академия наук, закрепленная Законом о науке и поправками к нему, отметил председатель Совета директоров институтов РАН академик С.М. Алдошин. Отсюда следует, что РАН имеет право создавать подведомственные организации, в том числе социального обслуживания и научно-вспомогательные, образовательные и инновационные структуры и др. Организационно-правовые формы таких организаций определяются Президиумом РАН и их уставами.
В соответствии с п. 72 проекта Устава Российской академии наук осуществляет права владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и настоящим Уставом, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных РАН организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение их руководителей. Полномочия собственника имущества (владение, пользование, распоряжение), находящегося в федеральной собственности, закрепляются за Российской академией наук и Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет в полном объеме управление передаваемой ей федеральной собственностью.
Финансирование Российской академии наук, несмотря на то, что она не является учреждением, строго определяется ст.ст. 63 и 79 этого документа. То есть, финансирование РАН строится, также как у бюджетных организаций, и состоит из двух частей: финансирования по смете и финансирования различных программ.
Содержание вышеуказанных статей проекта Устава РАН является принципиальными для Академии, тогда как оппоненты пытаются свести РАН к учреждению, которое не будет иметь права создавать подведомственные организации, что приведет со временем к потере РАН этих организаций.
Директор Института Соединенных Штатов Америки и Канады РАН член-корреспондент РАН С.М. Рогов отметил, что людям, которые предлагают Академии наук принять вариант Модельного устава, безразлична судьба фундаментальной науки и ими преследуются совершенно иные интересы. И в сфере образования, и в сфере культуры в настоящее время происходят необратимые пагубные процессы. Совету директоров необходимо поддержать проект Устава РАН и рекомендовать принять его на Общем собрании РАН. Сейчас РАН очень важно продемонстрировать монолитность, независимо от различий во мнениях.
Директор Библиотеки РАН д.п.н. В.П. Леонов поддержал предложение С.М. Рогова и отметил, что сейчас в сложившейся сложной обстановке необходимо обнадежить и поддержать людей, работающих в больших коллективах научных организаций.
Вице-президент РАН академик Г.А. Месяц сказал, что аналогичной организацией, которая не вписывается в Гражданский кодекс РФ, является Центральный Банк РФ, и проинформировал Совет директоров о заседаниях двух Советов по науке и инновациям, где академик Ю.А. Осипьян сделал доклад по проекту Устава РАН. На одном из этих заседаний было сделано предложение, принять проект РАН за основу другим академиям. В основном между ними существуют разногласия только по возрастному цензу. На вопросы членов Совета г-ну Ливанову о статусе Наблюдательного совета в соответствии с Модельным уставом (Где он определен? Кто его будет выбирать? Кто его будет назначать? Как можно делать Наблюдательный совет, когда президента академии утверждает Президент РФ?) он ответил, что уже не нужно обсуждать никаких уставов, так как в Модельном уставе уже все прописано и институты отделены от Академии, и это консолидированная позиция всех органов исполнительной власти.
Продолжая выступление, академик Г.А. Месяц отметил важность того, что ситуация с Модельным уставом является просто абсурдной. Позиция Министра Минобрнауки РФ А.А. Фурсенко кажется странной, так как в беседе с президентом РАН академиком Ю.С. Осиповым он заявил, что его Министерство не имеет к этому никакого отношения, а в одном из интервью он сказал, что оно не только имеет к этому отношение, а является инициатором Модельного устава.
Далее академик Г.А. Месяц сказал, что Общему собранию РАН необходимо правильно оценить происходящую ситуацию и принять правильное решение, от которого зависит судьба РАН, так как органам исполнительной власти будет очень трудно проигнорировать решение Общего собрания РАН. По финансированию научных сотрудников мы находимся на 50 месте. Финансирование одного научного сотрудника в России 6000 – 7000$ в год, у американцев 200 000$ и у европейцев 150 000$.
Сегодня самое страшное то, что в ГД РФ, в ускоренном порядке делаются попытки по протаскиванию новых поправок к Закону о науке. На Совете уже рассматривались 4 новых поправки, из них две были отвергнуты сразу, две обсуждались. Одна поправка в ТК РФ, которая касается установления возрастного ценза в 65 лет. Этот документ появился на третий день после опубликования проекта Устава РАН и является абсолютно непродуманным. Это разрушение всех академий одним махом, т.к. это средний возраст всего руководства. При изучении документа было обнаружено, что целые фразы были взяты из бумаг, которые готовились фондом «Открытая экономика», который за подготовку Модельного устава получил финансирование. Никто не может сказать, кто эти поправки будет представлять, кто их готовил. Параллельно рассматривалась поправка к Бюджетному кодексу. Согласно этой поправке академическим институтам будет запрещено заниматься коммерческой деятельностью, хотя везде твердят об инновациях, об экономике знаний, об уходе от зависимости от нефти и газа в экономике и о продвижении вперед, РАН не разрешают заниматься хоздоговорами, не дают деньги на инновационную деятельность, поэтому не понятно, кто приведет Россию к светлой экономике знаний.
Готовятся еще несколько документов, которые спешат принять до принятия Устава РАН. Уровень знаний чиновников, управляющих наукой, наглядно просматривается в документе «Среднесрочная программа фундаментальных исследований». В документе есть основные направления прикладных работ: «Борьба с терроризмом», «Дороги», «Транспорт», «Энергетика» и пр. Всю фундаментальную науку разбросали по этим направлениям. В направлении «Борьба с терроризмом» записаны логика, топология, алгебра и математическая физика. Ядерную физику и плазму записали в «Энергетику», а все астрофизические исследования записали в «Транспорт». Почему в «Транспорт»? Оказывается, есть дороги, есть железные дороги, есть авиационные дороги и космический транспорт. Раз космический транспорт, значит изучение «черных дыр», астрофизики, темной материи и т.д. в это направление. На утверждении этого документа на Совете по инновациям выступил вице-президент РАН академик А.Д. Некипелов и представил отзывы академиков-секретарей отделений РАН, в которых значилось, что в «Науки о жизни» вошла «Экономика», «Биология» вошла в «Науки о Земле». После чего Министр Минобрнауки РФ А.А. Фурсенко сказал, что виновата во всем секретарь. Если следовать политике этих людям, то можно представить к чему мы придем.
В заключении Г.А. Месяц призвал все научное сообщество выступить единым фронтом на Общем собрании РАН.
Директор Института Африки РАН член-корреспондент РАН А.М. Васильев предложил направить письмо в Совет Федерации РФ, потому что там подходят к вопросам, касающихся науки, более взвешенно.
Далее членами Совета директоров отмечалось, что сейчас на передовых позициях в мире осталась наука России. По некоторым экспертным оценкам мы занимаем 6 место, по другим – 4. Единственное, чем может гордиться Россия - это фундаментальная наука, что необходимо отразить в письме. Нельзя выступать все время какими-то просителями. РАН представляет собой цвет России и может определять научные направления деятельности России.
Директор Института электрофизики и электроэнергетики РАН академик Ф.Г.Рутберг добавил, что проект Устава РАН требует определенных дополнений, а также необходим некий переходный период, и именно сейчас решается вопрос быть или не быть РАН, быть или не быть российской науке и в каком-то смысле решается судьба государства. Необходимо обратиться во все инстанции с изложением позиции и общим заявлением РАН.
Начальник Финансово-экономического управления к.э.н. А.И. Коношенко проинформировал Совет директоров о двух документах, которые в настоящее время внесены в ГД РФ и обсуждаются. Одним документом предусматривается внесение изменений в ТК РФ, в соответствии с которыми в широкую практику деятельности академических организаций войдут временные договоры, что совершенно не учитывает российскую специфику с одной стороны, а с другой соответствует предложениям Модельного устава. По мнению РАН все это направлено на социальную незащищенность научного работника и, поэтому она возражает против внесения таких поправок.
Вторым документом является внесенный Правительством РФ в ГД РФ проект изменений в Бюджетный кодекс РФ. Согласно ему договорные работы войдут в госзадание, и все заработанные учреждением финансовые средства будут уходить в государственный бюджет. Далее планируется принять закон о бюджетных организациях и альтернативой для них останется только переход в статус автономных предприятий. Совет директоров должен обязательно ознакомиться с этими материалами и выразить свое мнение.
Директор Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН д.ф.-м.н. А.Г.Забродский отметил, что в проекте Устава РАН основные цель и задача РАН сужены лишь до проведения фундаментальных исследований. Однако, как хорошо известно, Академия наук страны решала не только задачи генерации новых знаний о природе и обществе, но и задачи создания новых технологий, новой техники, индустриализации страны и укрепления ее обороноспособности и т.д. Все это относится к проблемам первостепенной государственной важности, которые на протяжении десятилетий определяли статус и положение страны в мире. Отсутствие подобных задач в Уставе принижает значимость РАН для страны и ее ответственность перед страной, что в целом лишает Академию перспективы развития.

III. Постановили:

1. Поддержать и одобрить проект Устава РАН, разработанный Уставной комиссией РАН, с учетом высказанных при обсуждении замечаний и рекомендовать его к принятию на Общем собрании РАН.
2. Просить Президиум РАН поддержать решение Совета директоров институтов РАН и ознакомить с решением Совета директоров органы исполнительной власти.
3. Просить директоров институтов РАН провести работу с сотрудниками по поддержке Устава РАН.
4. Рекомендовать включить в новый Устав РАН пункт, определяющий статус Совета директоров институтов РАН, как совещательного органа при Президиуме РАН.
5. В случае попытки административным путем навязать РАН Модельный устав, который противоречит самой сути деятельности Российской академии наук, члены Совета директоров институтов РАН не могут взять на себя ответственность за успешное осуществление проводимых в институтах научных исследований.
6. Подготовить и направить обращение Совета директоров институтов РАН Руководителю Администрации Президента РФ С.С. Собянину, Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, обратив их внимание на непродуманность попыток реформирования академической науки, которые приведут к катастрофическим последствиям для всей фундаментальной науки России.

Принято единогласно.

Председатель Совета директоров институтов РАН
академик С.М. Алдошин


 


Опубликовано на сайте
Представлено на сайт 16.03.2007

Опубликовано на сайте 16.03.2007