|
В Постановлении приводятся квалификационные характеристики, а также
требования, предъявляемые к научным работникам в системе РАН.
Сразу отметим, что правовой статус документа на настоящий момент недостаточно
определен (формально единственной правовой
основой требований, предъявляемых к работнику при аттестации, являются
нормы, законодательно закрепленные в двух документах:
"Квалификационном
справочнике
должностей руководителей, специалистов и других служащих" -
последняя ред. 17.09.2007, и в "Порядке применения
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих"). Тем не менее не следует
недооценивать неформальной стороны действия этого документа...Что касается самого постановления,
то в нем по каждой из должностей приводятся (по
аналогии с нормами "Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих" (в ред.
17.09.2007)) квалификационные характеристики должностей, включающие три
раздела:
1. "Должностные
обязанности" - по определению "Квалификационного справочника..."
в этом разделе "установлены основные трудовые функции,
которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему
данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности
работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих". Т.о. -
это перечень того, какие обязанности можно возлагать
на занимающего данную должность (а отнюдь не те, которые, как это часто
полагают, якобы должен непременно исполнять занимающий ее).
2. Что "Должен знать" - по
определению "Квалификационного справочника..."
в этом разделе "содержатся основные
требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а
также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений,
инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые
работник должен применять при выполнении должностных обязанностей".
Т.е. это перечень требований, которым в полном
объеме должен удовлетворять работник, занимающий данную должность (это действительно - условие необходимое, т.е. тот
набор, который должен иметь занимающий соответствующую должность независимо
от исполняемой работы).
3. "Требования к квалификации" - по
требованиям "Квалификационного справочника..."
в этом разделе "определены уровень профессиональной
подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных
обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной
подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании"". В этом
разделе и содержатся основные расхождения между положениями Постановление
Президиума РАН и Квалификационного справочника. Нормы, заложенные в
Постановлении Президиума РАН для "требований к квалификации", по
существу заменяют понятие "квалификация" научного работника, на
"публичность" (из-за чего, собственно,
они и были забракованы при первых же попытках согласования).
Дополнительную неопределенность
в использование положений этого Постановления вносит то, что оно не смогло
пройти формального согласования ни с Минздравсоцразвития, ни с Минобрнауки,
которые в то же время являлись участниками "тройственного" приказа об
утверждении Порядка проведения конкурсов, упоминающего "квалификационные
характеристики" (на тот момент никакого разночтения не было, т.к.
Постановления Президиума РАН еще не существовало, и эти характеристики
однозначно были связаны с Квалификационным справочником).
Практически все отклики на документ обращают
внимание на то, что предлагаемые тут (в особенности по разделу "Требования к
квалификации") критерии действительно в очень большой степени
расходятся с законодательно закрепленными нормами "Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих".
В большинстве
отзывов обращается внимание на то, что, в частности, согласно разделу
"Введение" имеющего законную силу "Квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и других служащих" (в
последней редакции от 17.09.2007) "каждая
квалификационная характеристика является нормативным документом" (требующим
соответствующей процедуры согласований, утверждений и регистраций), а не
узковедомственным актом. Те же нормы присутствуют и во
втором документе, имеющем законодательно закрепленную силу в отношении
порядка проведения аттестаций - "Порядке применения
единого квалификационного справочника". Поэтому, предлагаемые в Постановлении РАН
измененные квалификационные характеристики,
пока, видимо, не могут иметь юридической силы,
однако, как уже было сказано выше, не следует недооценивать его
даже "неформальное" влияние.
Более подробно возникшая здесь
правовая коллизия была рассмотрена нами отдельно еще применительно к
вопросам аттестации (см. на
сайте "Информация
и комментарии" нашего портала, либо
ниже - в разделе "ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ", либо непосредственно
здесь). |
Размещено на
сайте
08.04.2008 -
09.07.2008 |