Подборка документов

 Портал OIVTRAN.RU:

info

 

 

ПОДБОРКА ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ АТТЕСТАЦИИ.

 

 

   

Здесь представлен минимум документов, связанных с аттестацией, а также ряд  материалов, часто обсуждаемых при рассмотрении связанных с ней моментов. Если Вас заинтересует более широкое ознакомление с вопросом, то за документами Вы всегда можете обратиться к сайту "Наш бюрократ", а за историей вопроса к информационным блокам сайта "Информация и комментарии" - все эти сайты действуют в рамках нашего Интернет-портала OIVTRAN.RU. Ждем Вас у себя. Успехов!

   

ДОКУМЕНТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРУ ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

 
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук.

Введено приказом Минобрнауки, Минздравсоцразвития и РАН от 23 мая 2007 г. № 144/352/33 "Об утверждении Положения о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук"

Краткая информация Открыть документ Скачать документ

Полный текст Положения и приказа, вводящего его в действие. Исчерпывающий перечень, требований к работнику при проведении аттестации приведен в двух законодательно закрепленных документах :
1. "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", второй раздел которого содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях.
2. "Порядок применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", устанавливающий, в частности, порядок проведения аттестаций и права и возможности аттестационной комиссии.

     В связи с большим числом вопросов, относительно влияния ПРНД на результаты проведения аттестаций, советуем ознакомиться с письмом Минобрнауки от 30 июля 2007, № ВФ-1861/04, подчеркивающим, в частности, что в должности научного работника отражается его уровень квалификации и сложность выполняемой им работы, а ПРНД является мерой величины дополнительных стимулирующих выплат, никак не связанной с этими параметрами, а определяющей размер своего рода "премии" за конкретные трудовые достижения.

Размещен
на сайте
25.07.2007-
29.04.2008

 
Постановление Президиума РАН № 195 от 25 марта 2008 г. "О проведении внеочередной аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук".   Открыть документ - Порядок проведения Аттестации Скачать документ - Порядок проведения аттестации

Постановление предписывает проведение аттестации научных работников в учреждениях РАН во втором квартале 2008 г.

Нормативно-законодательной базой требований при аттестации являются "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", второй раздел которого содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях и "Порядок применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", устанавливающий, в частности права и возможности аттестационной комиссии.

Наконец, хотя в 195-м постановлении ничего об этом не сказано, тем не менее, Президиум РАН одновременно с ним принял  Постановление  № 196 от того же 25 марта 2008 г. "Об утверждении Квалификационных характеристик по должностям научных работников научных учреждений, подведомственных Российской академии наук". В результате возникла определенная правовая коллизия, которая рассмотрена нами отдельно (см. на  сайте "Информация и комментарии" нашего портала, либо ниже - в разделе "ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ", либо непосредственно здесь)

Что касается порядка (процедуры) проведения аттестации в организациях РАН, то он устанавливается совместным приказом Минобрнауки, Минздравсоцразвития и РАН от 23 мая 2007 г. № 144/352/33 "Об утверждении Положения о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук".

Размещено на сайте
08.04.2008 -
29.04.2008

   

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПО ДОЛЖНОСТЯМ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ (ВКЛЮЧАЯ ПРАВА АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ)

 
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Введен в действие постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37. Приводится со всеми изменениями по состоянию на 17 сентября 2007 г.

Краткая информация Открыть документ Скачать документ

Полный текст документа, регламентирующего весь набор "имеющих право на существование" в РФ должностей руководителей, специалистов и других служащих - в т.ч., естественно, для всего спектра должностей научных работников и руководителей научных коллективов (иначе что бы этот справочник делал на нашем портале ;-) - см. его 2-ой раздел) . Для всех этих должностей приводятся квалификационные характеристики, включающие следующие разделы:
    1.  "Должностные обязанности" - это перечень того, какие обязанности можно возлагать на занимающего данную должность (а отнюдь не те, которые, как это часто полагают, якобы должен непременно исполнять занимающий ее - это совершенно определенно указано в приводимом чуть ниже порядке применения норм этого справочника, как, впрочем, и в п.5 Общей части приводимой тут последней редакции самого Справочника).
    2. Что "Должен знать" - перечень требований, которым в полном объеме должен удовлетворять работник, занимающий данную должность, в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые он должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей (это действительно - условие необходимое, т.е. тот набор, который должен иметь занимающий соответствующую должность независимо от исполняемой работы).
    3. "Требования к квалификации" - они носят менее формальный характер и определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы. Впрочем, п.10 раздела "Общие положения" позволяет обойти "требования к квалификации".
    Все квалификационные характеристики пересмотрены с учетом новейших законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.
    При использовании данного справочника не забудьте ознакомиться с уже упомянутым и расположенным в нижеследующем гнезде Порядком применения этого справочника (там Вы узнаете не только о том, что, как уже отмечалось, исполнение должностных обязанностей отнюдь не являются необходимым для занятия соответствующей должности, но и то, например, что даже требования к квалификации и специальной подготовке могут быть обойдены на основе решения аттестационной комиссии - см. п.8 указанного Порядка применения).

Размещен
на сайте
25.05.2007 -
14.04.2008

 
Порядок применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Введен в действие Постановлением Минтрудсоцразвития от 09.02.2004 г., N 9 на основании Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 г. N 787

Краткая информация Открыть документ Скачать документ

Документ имеет силу Постановления Правительства РФ, т.к. принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4399; 2003, N 52 (ч. II), ст. 5066).
    Надо отметить, что документ, несмотря на его краткость и маловдохновляющее название, при ближайшем знакомстве оказывается довольно интересным и часто просто необходимым при трактовке положений Квалификационного справочника (см. вышерасположенное гнездо) - особенно при решении вопроса о соответствии того или иного работника занимаемой должности.
    Так, например, в отличие от широко распространенного мнения (увы, как видно из ряда дискуссий в Интернете, даже среди членов аттестационных комиссий ;-)), исполнение "должностных обязанностей" отнюдь не является необходимым условием для занятия соответствующей должности. Поэтому и то, что работник, занимая некоторую должность не выполняет какие-либо предусмотренные для нее должностные обязанности, не является основанием считать его занимающим эту должность неправомерно. Действительно, было бы странно лишать пожарного его звания за то, что ему не приходится тушить пожары, а вот для того же главного научного сотрудника почему-то часто считается обязательным являться руководителем работ. На самом деле, ссылка на его "должностные обязанности", приведенные в упомянутом Справочнике (где подобное положение действительно есть) означает лишь то, что ему можно поручать работу по руководству научной темой, но ни в коей мере не указывает на то, что если он не руководит темой, то он не может быть главным научным сотрудником.
    Еще один момент связан с возможностью более гибкого подхода к выполнению требований раздела "Требования к квалификации" Справочника. Такую возможность предоставляет п.8 "Порядка применения..."
    Такого рода тонкие моменты и недоразумения как раз и позволяет решить рассматриваемый документ (впрочем, соответствующие изменения внесены и в Общую часть последней редакции самого Справочника, однако рассматриваемый документ имеет более высокий правовой статус).

Размещен
на сайте
25.05.2007 -
10.04.2008

 
Постановление Президиума РАН № 196 от 25 марта 2008 г.  "Об утверждении Квалификационных характеристик по должностям научных работников научных учреждений, подведомственных Российской академии наук".   Открыть документ - Квалификационные характеристики Скачать документ - Квалификационные характеристики

В Постановлении приводятся квалификационные характеристики, а также требования, предъявляемые к научным работникам в системе РАН. Сразу отметим, что правовой статус документа на настоящий момент недостаточно определен (формально единственной правовой основой требований, предъявляемых к работнику при аттестации,  являются нормы, законодательно закрепленные в двух документах: "Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих" - последняя ред. 17.09.2007, и в "Порядке применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"). Тем не менее не следует недооценивать неформальной стороны действия этого документа... Более того, позже вышло распоряжение Президиума РАН № 10105-270 от 28.04.2008 "О порядке проведения внеочередной аттестации научных работников организаций, подведомственных РАН", которым Президиум РАН дает прямое указание использовать при аттестации именно характеристики 196-го Постановления.

Что касается самого постановления, то в нем по каждой из должностей приводятся (по аналогии с нормами "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" (в ред. 17.09.2007)) квалификационные характеристики должностей, включающие три раздела:
   1.  "Должностные обязанности" - по определению "Квалификационного справочника..." в этом разделе "установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих". Т.о. - это перечень того, какие обязанности можно возлагать на занимающего данную должность (а отнюдь не те, которые, как это часто полагают, якобы должен непременно исполнять занимающий ее).
    2. Что "Должен знать" -  по определению "Квалификационного справочника..." в этом разделе "содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей". Т.е. это перечень требований, которым в полном объеме должен удовлетворять работник, занимающий данную должность (это действительно - условие необходимое, т.е. тот набор, который должен иметь занимающий соответствующую должность независимо от исполняемой работы).
    3. "Требования к квалификации" - по требованиям "Квалификационного справочника..." в этом разделе "определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"". В этом разделе и содержатся основные расхождения между положениями Постановление Президиума РАН и Квалификационного справочника. Нормы, заложенные в Постановлении Президиума РАН для "требований к квалификации", по существу заменяют понятие "квалификация" научного работника, на "публичность" (из-за чего, собственно, они и были забракованы при первых же попытках согласования).

Первые же отклики на документ обращают внимание на то, что предлагаемые тут (в особенности по разделу "Требования к квалификации") критерии действительно в очень большой степени расходятся с законодательно закрепленными нормами "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих".
В большинстве отзывов обращается внимание на то, что, в частности, согласно разделу "Введение" имеющего законную силу "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" (в последней редакции от 17.09.2007) "каждая квалификационная характеристика является нормативным документом" (требующим соответствующей процедуры согласований, утверждений и регистраций), а не узковедомственным актом. Те же нормы присутствуют и во втором документе, имеющем законодательно закрепленную силу в отношении порядка проведения аттестаций - "Порядке применения единого квалификационного справочника". Поэтому, предлагаемые в Постановлении РАН измененные квалификационные характеристики, пока, видимо, не могут иметь юридической силы, однако, как уже было сказано выше, не следует недооценивать его "неформальное" влияние.

Более подробно возникшая здесь правовая коллизия рассмотрена нами отдельно (см. на  сайте "Информация и комментарии" нашего портала, либо ниже - в разделе "ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ", либо непосредственно здесь).

Размещено на сайте
08.04.2008 -
07.05.2008

   

ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

 
О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ АТТЕСТАЦИИ В РАН
Аннотация обзора нормативно-правовой базы, полный текст обзора и схема.
 
     
  В связи с определенными сложностями ситуации, разыгрывающейся вокруг аттестации в институтах РАН, мы приводим посвященный этим вопросам обзор "О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ АТТЕСТАЦИИ В РАН".
Обзор приводится в порядке дискуссии, и мы были бы рады узнать Ваше мнение по поднятым в нем вопросам.
Краткая информация Открыть документ - Аннотация обзора Скачать документ - Полный текст обзора

Документ обращает внимание на то, что аттестации являются одним из самых тонких механизмов, предусмотренных трудовым законодательством. Поэтому они всегда проводятся строго на основе исключительно законодательно установленных квалификационных характеристик, исчерпывающий перечень и содержание которых
приводится в Едином квалификационном справочнике.
Законодательно установлено также, что любые изменения и дополнения в нем могут производиться в нем только после прохождения соответствующей процедуры согласований и утверждений, как с любым другим документом, имеющим нормативно-законодательную силу.
Поэтому, возникает целый ряд коллизий, связанных с появлением в этих условиях Постановления Президиума РАН, посвященного утверждению Президиумом РАН неких новых квалификационным характеристик для должностей научных работников, коренным образом отличающихся от законодательно установленных для этих же должностей (что явно не находится в рамках полномочий Президиума РАН). Причем, сделано это было после того, как эти изменения в квалификационные характеристики, были категорически отвергнуты уже на стадии попытки предусмотренного законом согласования их как в Минздравсоцразвития (отвечающим за все вопросы трудового законодательства), так и в Минобрнауки, после чего у Президиума РАН не оставалось даже надежды на возможность их утверждения в Правительстве РФ, как того требует закон.
Правда, в постановлении Президиума РАН
N 195, посвященном проведении аттестации, нигде не указывается, что при этой аттестации якобы следует использовать именно эти квалификационные характеристики.  Но подобное впечатление создается в результате практически одновременного выхода этих двух постановлений. Более того, позже вышло распоряжение Президиума РАН № 10105-270 от 28.04.2008 "О порядке проведения внеочередной аттестации научных работников организаций, подведомственных РАН", которым Президиум РАН дает прямое указание использовать при аттестации именно характеристики 196-го Постановления. Именно подробному анализу этой коллизии и посвящен представляемый документ.

Размещено на сайте
28.10.2008

 
Подборка документов и комментариев, касающихся квалификационных характеристик, окладов и надбавок за степень, устанавливаемых для научных работников и руководителей в научных организациях и их связи со стимулирующими выплатами, аттестациями и конкурсами.
 
     
  Мы продолжаем отвечать на большое число просьб, связанных с предоставлением информации о квалификационных характеристиках, окладах и надбавках за степень, устанавливаемых для научных работников и руководителей в научных организациях, а также об их связи с вновь вводимыми "стимулирующими выплатами", конкурсами и аттестациями. Краткая информация Дополнительное меню Скачать документ

В связи с тем, что к нам поступают многочисленные просьбы об опубликовании основных материалов, касающихся оплаты труда научных работников, мы приводим здесь основную сводку материалов, регламентирующих эти вопросы на настоящий момент. При этом, учитывая, что т.н. "стимулирующим выплатам" нами уже посвящен отдельный информационный блок (см. соответствующий информационный блок с сайта "Информация и комментарии"), здесь мы обратим внимание в основном на вопросы, касающиеся должностных окладов научных и руководящих работников научных организаций, а также доплат за ученые степени. Одновременно здесь рассматриваются и вопросы квалификационных требований, соответствующих тем или иным должностям в научных организациях, включая и моменты, связанные с конкурсами и аттестациями.

Разбираются также и некоторые довольно сложные моменты, такие как, например, вызывающие большое число вопросов, попытки привязки ПРНД к результатам проведения конкурсов и аттестаций (по этому вопросу советуем специально ознакомиться с письмом Минобрнауки от 30 июля 2007, № ВФ-1861/04, подчеркивающим, в частности, что в должности научного работника отражается его уровень квалификации и сложность выполняемой им работы, а ПРНД является мерой величины дополнительных стимулирующих выплат, никак не связанной с этими параметрами, а определяющей размер своего рода "денежной премии" за конкретные трудовые достижения).

Размещено на сайте
28.10.2008

   

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ, ПОДАВАЕМЫХ В АТТЕСТАЦИОННУЮ КОМИССИЮ

 
   

О нормативно-правовых аспектах аттестации в РАН

   

.


Опубликовано на сайте
Представлено на сайт 14.04.2008

Опубликовано на сайте 16.04.2008

Последние изменения 07.05.2008

 

Комментарии в разделе, если это не оговорено особо, принадлежат Д. Ламдену, прошу больше никого за них не винить ;-)...